ФорумКалендарьГалереяЧаВоРегистрацияВход
Мы в контакте
Самые активные пользователи
Доктор
 
Николай Валитов
 
Irina62
 
Фюрер
 
Лесник
 
prorab
 
slawian
 
Pislarij
 
Ogrec
 
митяй 38
 
Последние темы
» Интересное о Иркутской области (губернии)
автор Каторжанин Пн Ноя 20, 2017 9:52 pm

» Легенды о кладах Забайкалья
автор Старшина Сб Ноя 18, 2017 12:27 am

» Сезон 2017
автор Каторжанин Ср Ноя 15, 2017 8:46 pm

» Поиск сокровищ на пляжах
автор митяй 38 Ср Ноя 15, 2017 5:30 pm

» 100 тысяч почтовых марок мира. Недорого.
автор krais Ср Ноя 08, 2017 4:09 pm

» Печальные находки.
автор Каторжанин Пн Ноя 06, 2017 8:44 pm

» Фотографии
автор Лесник Пн Ноя 06, 2017 7:30 pm

» Свободное общение форумчан 1
автор Отец Тихон Пн Ноя 06, 2017 6:50 pm

» Куплю страховые таблички.
автор коллектор Вс Окт 29, 2017 10:55 pm

Опрос
Откуда вы?
Дальний Восток
6%
 6% [ 24 ]
Москва
6%
 6% [ 27 ]
Поволжье
3%
 3% [ 13 ]
Северо-Запад
5%
 5% [ 22 ]
Сибирь
58%
 58% [ 246 ]
Урал
8%
 8% [ 34 ]
Юг
3%
 3% [ 12 ]
Другое
11%
 11% [ 47 ]
Всего проголосовало : 425
Партнеры
Сибирский кладоискотель
Самарский портал кладоискателей
Бизнес сектор
Форум и техподдержка металлоискателей Whites Аукцион Монет Легенда Форум автолюбителей забайкальского края
Сайт Бизнес сектор
Интернет магазин линз город Чита
Rambler's Top100

Поделиться | 
 

 История клада Тайги.

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение
Лесник
Ветеран
Ветеран
avatar

Сообщения : 2953
ранг : 5813
Репутация : 95
Дата регистрации : 2011-02-25
Возраст : 50
Откуда : Кемеровская обл

СообщениеТема: История клада Тайги.   Вс Фев 27, 2011 4:17 pm

Золото. Колчак. Тайга
Сибирские озёра надёжно хранят почти вековую тайну

В связи с летней экспедицией на Байкале, в которой участвовали подводные аппараты "Мир", тема "золота Колчака" стала обсуждаться, как никогда, активно. Своё мнение об этой истории я уже высказал на страницах "Красноярского рабочего" в материале "Попал ли клад на дно Байкала?", опубликованном 19 сентября 2009 года.

Сегодня же поведу речь о другом кладе, который в полутора тысячах километрах от Байкала и который тоже называют колчаковским. Он известен всем кладоискателям мира как тайгинский - по названию города и станции Тайга в Кузбассе. Почти 90 лет будоражит умы эта история.

8 и 9 декабря 1919 года в Тайге, небольшом железнодорожном городе в тогдашней Томской губернии, разыгрались драматические события. Они служат дополнительным свидетельством того, что золотой тайгинский клад - больше реальность, чем легенда, а пропажа 52 пудов золота из Российского золотого запаса берёт начало именно из тех дней.

Восьмого и девятого декабря 1919 года, когда поезд адмирала А. В. Колчака находился на ст. Тайга, люди из близкого его окружения - братья Пепеляевы - едва не сместили Верховного Правителя. Действуй Анатолий Николаевич и Владимир Николаевич решительнее, а сила целиком и полностью была на их стороне, возможно, адмирал был бы отстранён от дел, и не было бы, видимо, тогда ни трагического расстрела Колчака в Иркутске на слиянии рек Ангары и Ушаковки, не связалась бы так прочно с его именем история с золотым запасом империи.

Но... имеем, что имеем.

Обращусь к мемуарам генерал-лейтенанта К. В. Сахарова, изданным в Мюнхене в 1923 году:

"8 декабря вечером поезд моего штаба после долгих задержек пришёл на станцию Тайга, где с утра уже находились все пять литерных эшелона Верховного Правителя. У семафора стоял броневой поезд 1-й Сибирской армии, к самой станции была стянута егерская бригада этой же армии, личный конвой генерала Пепеляева и одна батарея. В вагоне адмирала находились целый день оба брата Пепеляевы - генерал, приехавший из Томска, и премьер-министр - из Иркутска.

Когда я пришёл к Верховному Правителю с докладом... то нашёл его крайне подавленным. Пепеляевы сидели за столом по сторонам адмирала. Это были два крепко сшитых, но плохо скроенных плотных сибиряка; лица у обоих выражали смущение, глаза опущены вниз, - сразу почувствовалось, что перед моим приходом велись какие-то неприятные разговоры..."

Далее К. В. Сахаров описывает причину столь долгого, в течение всего дня, нахождения в вагон-салоне адмирала братьев Пепеляевых: они требовали от А. В. Колчака смены курса правительства, отставки генерал-лейтенанта К. В. Сахарова, обвиняя его в преступной сдаче Омска, и назначения главнокомандующим другого генерала.

Вся станция была окружена верными генералу Пепеляеву войсками 1-й Сибирской армии, то есть тот был хозяином положения и мог в любой момент сместить адмирала. Только общее тяжёлое положение на фронте порождало нерешительность, мешало ему сделать такой шаг, взвалить на себя и на брата-премьера власть, уже ускользающую из-под ног Колчака. Нерешительности прибавило и поступившее из Новониколаевска (теперь Новосибирск) сообщение о попытке ареста там, в районе ж.-д. вокзала, мятежным полковником Ивакиным командующего 2-й Сибирской армией генерала Войцеховского. Попытка провалилась. Полк 5-й польской дивизии под командой полковника Румши сорвал назревавший в Новониколаевске переворот. Ивакин был арестован, а затем убит - при попытке к бегству.

На станции Тайга между тем переговоры между Пепеляевыми и Колчаком продолжались, и велись они почти всю ночь с восьмого на девятое декабря.

Представим теперь картину событий, длившихся почти сутки. Замерли на рельсах эшелоны, в одном из которых, в том, где вагон-салон Верховного Правителя, - золото России. Вся станция взята в кольцо преданными Пепеляеву войсками.

Пепеляевцам известно, что адмирал А. В. Колчак вот-вот может быть смещён, взят под стражу. Из Новониколаевска приходит известие о попытке арестовать генерала Войцеховского. Возможно, непоколебимо верный адмиралу командарм 2-й Сибирской армии уже и арестован? Полная неизвестность, как будут развиваться и чем закончатся эти события.

Адмирал всё же согласился, что главнокомандующий должен быть смещён. Братья Пепеляевы предлагали этот пост генералу Дитерихсу, адмирал Колчак по телефону связывался с Дитерихсом, но тот от назначения уклонился. В итоге через сутки новым главковерхом назначен был прибывший в Тайгу генерал В. О. Каппель. Братья отказались от попытки брать власть в свои руки, и, как писал в мемуарах К. В. Сахаров, "затем той же ночью эшелоны Верховного Правителя были переведены на следующую станцию, чтобы не загромождать, как было сказано, путей станции Тайга".

Я не случайно процитировал и привёл в изложении такой длинный текст из мемуаров Сахарова. С утра 8 декабря по раннее утро 9 декабря, т. е. почти целые сутки адмирал Колчак и следовавшие вместе с ним эшелоны, в том числе и "золотой", находились на узловой станции.

Заваруха в Новониколаевске, попытка смены там власти, поиск нового главнокомандующего - всё это отвлекало внимание адмирала и особо приближённых к нему лиц от следовавшего на восток в литерном "Б" ценного груза. В такой трагической ситуации, когда казалось, что мир рушится, что всё проиграно наступавшим красным войскам, вопрос только времени - сколько ещё продержится Колчак и его правительство, придётся либо умереть, либо как-то спасаться, так вот, в такой ситуации мог кто-то из сопровождавших эшелон с золотом или из окруживших станцию пепеляевцев воспользоваться моментом, велеть выгрузить из "золотого эшелона" небольшую часть золота?

Конечно! Не по заданию братьев Пепеляевых или адмирала Колчака - все трое были для этого слишком честны, а по собственной инициативе. Кто вот только мог воспользоваться? Скорее всего, кто-то из приближённых генерал-лейтенанта Анатолия Пепеляева. Когда всё трещит по швам, идеалы борьбы за родину, может, не у всех, но у многих ослабевают, порой сходят на нет.

Наиболее близкие к генералу Анатолию Пепеляеву люди были, как и он сам, родом из Томска. Там Пепеляев, герой 1-й мировой, вернувшись с передовой после трёх лет боёв с немцами в Карпатах, Польше, Пруссии, сколотил тайную военную антибольшевистскую организацию и в конце мая 1918 года поднял восстание. Из Томска началось его стремительное восхождение.

Сначала - в армии Временного Сибирского правительства, затем - в армии А. В. Колчака. Победный поход с боями против красных войск от Томска до Забайкалья, до ст. Оловянной, принёс Анатолию Попеляеву в 27 лет погоны генерал-майора. За взятие столицы Урала - Перми он был повышен уже до генерал-лейтенанта. Его окружение, выполнявшее самые рискованные операции, по-прежнему составляли томичи, которых генерал лично отбирал в свой конвой, в штурмовой отряд - по храбрости и честности.

Но я уже говорил: порой честности наступает предел. Когда очевидно скорое поражение, многие выбирают: жизнь или смерть. Если допустить, что именно кто-то из пепеляевцев, из близких к нему людей, выгрузил в Тайге из вагона 26 ящиков (52 пуда) золота, то куда везти, где его прятать, они знали.

Анатолий Пепеляев, окончив после Омского кадетского корпуса Павловское военное училище, с осени 1910 года почти четыре года нёс службу в Томске, нередко выезжал в командировки в Барнаул, в Канск, часто бывал в районе разъезда Юрга на артиллерийском полигоне для охраны железной дороги. Местность в радиусе Юрга - Тайга - Томск ему была хорошо известна. Но так же хорошо известна была местность и его сослуживцам, входившим в близкое окружение.

Везти ценный груз в Томск, до которого от Тайги 80 вёрст, смысла не было. Наиболее надёжными местами, где сослуживцы генерала Пепеляева могли в зимнее время быстро и надёжно - до лучших дней - схоронить золото, были таёжные места в лесах по левобережью Томи. Рыть промёрзшую землю в декабре - долго. Можно привлечь чьё-то внимание, останутся следы на месте разрытой земли. Идеально спрятать золото, утопив его в каком-нибудь из озёр. Несколько таких озёр было в Кругликовском, Калтайском борах. Наиболее подходящие для временного схорона: Кирек возле одноимённого татарского села, озёра Чёрные, Ларино, Болотное...

Добраться до боров, где находятся эти озёра, можно было, проехав по железной дороге от Тайги от разъезда Юрга, а дальше - санным путём до сёл Проскоково, Зеледеево, Алаево, Калтай, затем свернуть влево в направлении Оби. Или же можно было, если добираться до боров минуя Юргу, проехать по Томской ж.-д. ветке до разъезда Басандайка или до ст. Петухово, дальше - опять санная дорога через декабрьскую замёрзшую Томь. От берега Томи до озёр в борах где-то 25-30 км. Вырубить прорубь в озёрном льду и утопить ящики на глубине 3-5 метров - дело одного-двух часов.

В 1994 году летом и осенью 1997 года я бывал в Киреке. Тогда там, в распавшемся селе, оставалось всего несколько домиков, и ещё стояла чудом уцелевшая с дореволюционных времён деревянная мечеть, покосившаяся от времени. Старуха-татарка по имени Халида рассказывала мне, как года за два-три до войны на озере Кирек однажды появились в большом количестве военные. По озеру плавали лодки и сколоченные из брёвен плоты, с которых ныряли вглубь водолазы. Что именно искали, что удалось достать водолазам со дна, старуха Халида ответить не могла: всё озеро размерами в ширину где-то 400-600 и в длину 1000-1200 метров было оцеплено, а местным жителям подходить к берегу строго-настрого запрещалось.

Я был на озере Кирек и в году 2003-м или 2004-м. Старую ветхую мечеть уже снесли, срубили новую, около озера появилось много дачных домиков. Обследовали ли перед Отечественной войной дно других близлежащих озёр - мне неизвестно. Около этих озёр никто не жил, сёла и дома исчезли, спросить было не у кого.

Искать, кроме как что-то ценное, в озёрах Калтайского, Кругликовского боров военным было нечего. Судя по тому, что после войны 1941-1945 гг. поиски золота в районе станции Тайга не прекратили, последний раз государство снаряжало экспедиции в 1958-м или 1959-м годах, предвоенных находок золота не было.

Современные кладоискатели отправлялись на поиски таинственного клада и в район деревень Сураново, Иткары, Скороходовки, в район знаменитой Томской писаницы - всё в Яшкинском районе Кемеровской области. Искали золото и в самом верховье речки Яи - это в 15 км от г. Тайги, и в посёлке Кузель, и под Анжеркой, и под Судженкой, и под Мариинском, и под Боготолом. Но это уже искали добровольцы, и об этом говорить не буду.

Знаменитая близ станции Тайга пятая дорога, которую называл чекистам бывший колчаковский писарь Пуррок, якобы очевидец того, как прятали золото отступавшие белые в 1919-м, приезжавший из Эстонии по разрешению правительства СССР в 1931 и 1941 гг., так вот - эта пятая дорога, которую потом другие люди искали почти весь XX век как главный ориентир, как главный ключ к кладу, так до сих пор и не обнаружена.

Тайна Тайги остаётся тайной. Есть ли в самой Тайге или в ближних и дальних от неё землях золото, по-прежнему загадка.

Валерий ПРИВАЛИХИН,

писатель, эксперт интернет-клуба "Тайники и клады".

"Красноярский рабочий", 22 октября 2009 г.


Вернуться к началу Перейти вниз
Лесник
Ветеран
Ветеран
avatar

Сообщения : 2953
ранг : 5813
Репутация : 95
Дата регистрации : 2011-02-25
Возраст : 50
Откуда : Кемеровская обл

СообщениеТема: Re: История клада Тайги.   Вс Фев 27, 2011 4:20 pm

http://kazagrandy.livejournal.com/1269529.html
Вернуться к началу Перейти вниз
Stoynof
Постоялец
Постоялец
avatar

Сообщения : 376
ранг : 3232
Репутация : 6
Дата регистрации : 2010-03-06
Откуда : Щегловскъ

СообщениеТема: Re: История клада Тайги.   Пн Фев 28, 2011 4:05 pm


ВОТ ТАК ВЫГЛЯДЕЛА ТАЙГА В ТО ВРЕМЯ.



СЛОЖНО назвать ГОРОДОМ .......
Вернуться к началу Перейти вниз
Спонсируемый контент




СообщениеТема: Re: История клада Тайги.   

Вернуться к началу Перейти вниз
 

История клада Тайги.

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
СИБИРСКИЙ КЛАДОИСКАТЕЛЬ :: БИБЛИОТЕКА ФОРУМА :: Великий Сибирский Ледяной поход :: Новосибирск-Мариинск-
Создать форум на Forum2x2 | © phpBB | Бесплатный форум поддержки | Контакты | Сообщить о нарушении | Blog2x2.ru